Ретроспективный взгляд на развитие традиционного образования в Якутии

Эпоха Просвещения и концепция традиционного образования XVIII-XIX вв.

Якутия – одна из самых самобытных и экзотических регионов России.

Сформировавшаяся в эпоху великих географических открытий и расширения России на восточной направлении, она превратилась с форфоста на границе нового мира в динамически развивающуюся республику, 100-столетие которой мы оттмечаем в этом году.

Вся история Якутии как неотъемлемой части России на Северо-Востоке страны, в Восточной Сибири, овеяна идеями, внесенными волнами просвещения.

В этом году 7 января мы отметили 250-летие великого государственного деятеля России Михаила Михайловича Сперанского, чьими усильями в 1802 году было создано Министерство народного просвещения.

Он призвал ставить во главу угла в образовании опыт и традиции народа ибо «опыт сильнее всех умозрений» и подчеркивает следующую динамику образования от народного к современному: «Просвещение в России, так же как и в других государствах, шло доселе а reburs, т. е. вопреки здравому смыслу. Ибо здравый смысл требует начинать вещи с их основания и вести к совершенству постепенно, и, следовательно, должно бы было начинать народными школами и кончить академией». И он предлагает: «Может быть, надлежало бы более обратить внимание на нравы и характер народный, нежели на его одежду; может быть, надлежало бы менее пленяться блеском иностранной наружности и более примениться к внутренним способам просвещения, нежели к заимствованию внешних».

Благодаря реформам графа Сперанского в Якутии возникла скромная сеть народных училищ и церковно-приходских школ.

Ренессанс этнокультуры

1922 году – группа молодых интеллектуалов основала автономную республику как часть Российской Федерации.

Они внесли революционные, фундаментальные, комплексные изменения – респбулика, основанная на синтезе народных традиций и традиционных ценностей и стремления к научному обустройству жизни.

Основатели республики: Платон Ойунский – ТЛИНЧИ; Максим Аммосов – Компплексная экспедиция Академии наук СССР

Знания о том, что огрмоный пласт народной культуры можно впитать только в очень раннем возрасте (3-6 лет) и достичь апогея восприятия в 12 лет (традиция Олонхосутов). 

Рабиндранат Тагор (1861-1941): традиционные ценности

До 19 века идея использования традиционных ценностей в системном воспитании и образовании несуществовала. Была ригидная система Яна Амоса Коменского, Аристотелевско-Христанское видение мира, и статизм Фридриха Гумбольда.

Впервые обратил внимание на раннее образование бенгальский гений, писатель-поет-композитор-художник, нобелевский лауреат Рабиндранат Тагор. В Западной Бенгалии он создал деревнскую школу для дошколят Шантиникетан – Обитель Мира.

По его глубокому убеждению только в раннем детстве человек имеет единственную возможность расскрыть свой природный потенциал и это может произойти только холистически и природосообразным путем через активности – исследование мира через национальную культуру, театр, танцы, декламацию, изучение мифов и сказок, через традиционные игры и виды спорта.

Его видение имело три эпостаси: 

1) Перипатический метод обучения через нахождение гармонии и ритма между телом и душой через драматическое искусство, театр, экспрессию через движение;

2) Метод активностей: изучение мира через воспроизведение действительности, глаголы и действия;

3) Экологический подход: с первых рук исследовать окружающую природу – через походы и прогулки.

Эльгяйская школа

В первой половине 20 века восторженные последователи идей Рабиндраната Тагора стали на практике применять ранее образование через изучение традиционными ценностей в Якутии. Сильное сообщество педагогов возникло в далекой деревне Эльгяй на реке Вилюй.

Краеведческое направление основал  – Петр Хрисанфович Староватов (первый стране Герой труда) (1873 — 1957), огромные успехи учеников – привели к открытию алмазов и нефтегазовых месторождений; экологическое направление – Борис Николаевич Андреев (1915-1985) – основал школьный музей природы; Парфений Никитич ().

Новая Якутия — Этнопедагогика

Новая Якутия – с 1990- х демократическая, мультикультурная – многоулкадная, новые субкультуры 

«Сто цветов – сто школ» — Авторские школы/ бурление педагогической мысли / поиск новых форм образования – внедрение элментов народной педагогики

Клим Павлов – Ноосферное образование и концепция национальной школы 

— членом – корреспондентом АПСН, заслуженный учитель школы РСФСР, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, «Учитель учителей», стипендиат международного фонда «Дети Саха – Азия», стипендиат образования Российской Федерации, серебряная медаль Мира, «Лучший учитель России», кандидат педагогических наук, Почетный гражданин Сунтарского улуса.

Он широко пропагандировал среди рабочей молодежи села якутские национальные игры предков, проводил их на улусном и республиканском уровнях. Опыт его работы освещен в книге «Традиционное воспитание детей у народов Сибири». С 1987 года разработал теоретическое и философское обоснование и механизмы внедрения эксперимента и защитил его на заседании коллегами Академии педагогических и социальных наук России.

Стержневым направлением работы школы является ноосферно — экологическая система и валеологизация образования. Составной частью этой системы является целенаправленная работа по нравственно-эстетическому воспитанию школьников, по наполнению учебных предметов качественно новым содержанием, по интеграции учебного процесса.

Эльгяйская авторская школа дважды становилась «Школой года» Республики Саха (Якутия) и дипломантом российского конкурса «Школа года».

Егор Жирков – внедрение концепции по всей Якутии

Фотографии из открытых источников. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *